Для слабовидящих


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями


Питание в ДОУ

Наши достижения

Изменения на сайте

Статистика


Количество просмотров материалов
1008371

Гости на сайте


Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте


«Влияние опытно-экспериментальной деятельности

на познавательную активность ребёнка»

 

Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике д/с используется еще недостаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Познавательное развитие – сложный процесс, оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А.Панько, пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивать все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это наша цель.

Основные характеристики детского экспериментирования.

  1. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

  2. В детском экспериментировании,  наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

  3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.

  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности рекомендуется оформить и оборудовать в группе «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

  • приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
  • утилизированный материалпроволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
  • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,, шурупы, детали конструктора;
  • медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
  • разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;
  • прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

Содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

  • о материалах;
  • о природных явлениях;
  • об агрегатных состояниях воды;
  • о свойствах песка и глины;
  • о мире растений;
  • о предметном мире.

При организации экспериментирования особое внимание следует обращать на предотвращение возможных травм. Дети в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:

Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде). Выявляем потребность растения в воздухе, пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазываем одну сторону листа вазелином, наблюдаем и делаем вывод, что те листочки, которые смазаны вазелином с нижней стороны, погибнут.

Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале проводим цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяется скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры.

Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита. Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?

Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.

 


©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с №5 "Рябинка" 2012-2017гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика