Для слабовидящих


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями


Питание в ДОУ

Изменения на сайте

Статистика


Количество просмотров материалов
1020217

Гости на сайте


Сейчас 28 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте


Подготовила учитель-логопед

Первой категории Рузавина Екатерина Сергеевна

 

Классификация речевых нарушений

 

Речь играет исключительную функцию обще­ния ребёнка с окружающими, она является базой для развития мы­шления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Важно как можно раньше выявить  и начать преодолевать  речевые нарушения, которые встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи.

Одни из них касаются только процес­сов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений.

Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влеку­щим за собой нарушения чтения и письма.

Третьи представляют со­бой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации.

Итак, дети с нарушениями речевого развития — это особая кате­гория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Известны две классификации речевых нарушений:

  • клинико-педагогическая;
  • психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной).

1. Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но не привязываются строго к формам заболеваний:


  1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
  2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
  3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
  4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
  5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
  6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
  7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  8. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
  9. Афазия – полная или частичная утрата речи из-за локальных поражений головного мозга.
  10. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  11. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

2.Психолого-педагогическая классификация возникла в результате ориентации логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи:

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  2. Общее недоразвитие речи – различные  сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
  3. Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.    

В этой классификации не выделены отдельно  нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия.


©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с №5 "Рябинка" 2012-2017гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика