Для слабовидящих


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями


Питание в ДОУ

Изменения на сайте

Статистика


Количество просмотров материалов
1020208

Гости на сайте


Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте


Подготовила учитель-логопед

Первой категории Рузавина Екатерина Сергеевна

 

Что такое Общее Недоразвитие Речи (ОНР)?

Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. нарушения всех компонентов речи при сохранном физическом слухе.

На первом уровне  наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения у детей в возрасте 5—6 лет, тогда, как у детей того же возраста, но без речевой патологии речь в основном сформирована. Сло­варный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комп­лексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и со­провождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значи­тельно отстают от возрастной нормы.

В речи детей часто встречаются грубые ошибки при употреблении грамматических форм.  Словес­ное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначе­нию или другим признакам. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами.  Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы - нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена  слогов. При своевременном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность  повысить качество речи.

Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окру­жающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение всё ещё затруднено.

Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематические процессы недоразвиты, т. е. дети затрудняются в различении звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров). Так, один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Словарный запас детей растёт, но имеют место лексические ошибки: неточности, подмены названий, взаимозамещения. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Т. Б. Филичева выделяет ещё и четвёртый уровень, характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адапта­цию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формиро­вании у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, огра­ниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышле­ния. Обладая полноценными предпосылками для овладения мы­слительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладева­ют анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Да и болеют такие дети чаще других. Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координа­ция движений, снижение скорости и ловкости при их выполне­нии. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движе­ний по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мел­кой моторики пальцев рук.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестой­кость интересов в познавательной деятельности, пониженная наблюдательность, сниженная мо­тивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в об­щении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Кроме того, для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: различение звуков на слух,   правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа и синтеза, внимания, памяти (различных видов), пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.


©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с №5 "Рябинка" 2012-2017гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика