Для слабовидящих


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями


Питание в ДОУ

Изменения на сайте

Статистика


Количество просмотров материалов
1020220

Гости на сайте


Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте


Подготовила учитель-логопед

Первой категории Рузавина Екатерина Сергеевна

 

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Для этого ребёнка необходимо научить:

  • узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);
  • отличать правильное и дефектное произношение звука;
  • осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;
  • принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;
  • безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом (воспитателем) и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления и, конечно же, систематической и совместной работы логопеда, воспитателя и родителей!

 

Нарушения звукопроизношения

Группа звуков:

Свистящие (с, сь, з, зь, ц)

Шипящие (ж, ш, ч, щ)

Сонорные (й, л, ль, рь, р)

Заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь)

Звонкие, мягкие.

 

Три формы нарушения звуков:

  1. искажённое произношение звуков («Р» - «горловое»)
  2. отсутствие звука в речи ребёнка, неумение произносить его («коова»)
  3. замена одного звука на другие («колова»).

Причиной искажения произношения звуков обычно является:

  • недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной      моторики
  • при этом ребёнок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, поэтому звук искажается, но это не влияет на смысл слова, т.к. фонема не заменяется другой. Эти нарушения называются фонетическими.

 

Причина замены звуков обычно заключаются в несформированности фонематического слуха, отсюда дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (л/р). Эти нарушения называются фонематическими. Одна фонема заменяется другой и при этом нарушается смысл слова (лак/рак).

Бывает так, что фонема одной группы - заменяется, а другой – искажается (свистящие «С, З, Ц» – заменяются – «Т, Д» – зайка – «дайка», собака – «табака», а «Р» - искажается).

Эти нарушения называются фонетико-фонематическими.

 

Знание форм нарушений звуков помогает определить методику работы:

  • При ФОНЕТИЧЕСКОМ нарушении больше внимания уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторике.
  • При ФОНЕМАТИЧЕСКИХ нарушениях основной акцент делается на развитие речевого слуха.

 

ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОВ:

 

  • СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ – СИГМАТИЗМЫ.
    ЗАМЕНЫ – ПАРАСИГМАТИЗМЫ.
  • Л-Ль -  ЛАМБДАЦИЗМЫ.
    ЗАМЕНЫ – ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ.
  • Р-Рь – РОТОЦИЗМЫ.
    Замены – ПАРАРОТОЦИЗМЫ  и другие, в том числе – дефекты ОЗВОНЧЕНИЯ и СМЯГЧЕНИЯ.

 

Таким образом, в русском языке 7 видов неправильно произносимых согласных звуков.

 

Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют ещё и УРОВНИ НАРУШЕНИЙ – 3 уровня произношения звуков.

I уровень – полное неумение произнести звук (ни во фразах, ни в отдельных словах, ни изолированно, ни повторить по образцу («порычи, как тигр», воздух из насоса выходит: «с – с – с»)

II уровень – ребёнок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, то есть правильный звук есть, но он не АВТОМАТИЗИРОВАН.

III уровень – ребёнок может правильно произнести звук изолированно, в словах, при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию. Наиболее часто дети смешивают звуки: С/Ш, З/Ж, СЬ/Щ, Ц/Ч, Б/П, Л/В, Л/Р, Д/Т, Г/К, Ль/Й, Ы/И, Т/К, Г/Д.

Необходимо точно знать уровень исправления произношения звука, так как от этого зависит характер коррекционной работы:

 

  • ставить звук ( I уровень)
  • автоматизировать – постепенно вводить в речь (II уровень)
  • проводить дифференциацию с другими звуками (III уровень)

 

Необходимо учитывать ещё и то, что нарушение произношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии).

В первом случаи (при дизартрии) надо работать только над исправлением звуков.

Во втором – (алалия) – главной будет работа над исправлением основного дефекта, а после – коррекция звуков со своими особенностями.

Вообще, с неправильным произношения звуков у детей мы встречаемся очень рано – уже в младшей группе детского сада. Но там чаще наблюдаются ВРЕМЕННЫЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, обусловленные недостаточной сформированности речевого слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях: и в детском саду и дома, когда взрослые правильно разговаривают с малышом, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, которое способствует усвоению фонематической системы языка и развитию речедвигательных и речеслуховых анализаторов, эти нарушения постепенно исчезают.

Но уже и в этом возрасте имеются случаи ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, которые характеризуются стойкостью неправильного употребления звуков.

Они могут быть обусловлены как нарушением речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (неуравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Родителям важно знать, что эти патологические нарушения требуют оказания ребёнку специальной помощи (психоневролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога) и от её своевременности зависит многое!!!


©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с №5 "Рябинка" 2012-2017гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика