Для слабовидящих


Версия
для людей с
ограниченными
возможностями


Питание в ДОУ

Изменения на сайте

Статистика


Количество просмотров материалов
1020633

Гости на сайте


Сейчас 24 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте


 

Лекция для родителей
подготовительных групп

«Психологическая готовность ребенка к школе»

  

Понятие «психологическая готовность к школе».

Составляющие готовности к школе.

Поступление в школу – это всегда переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом сегодня и пойдёт речь.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он отличается достаточным развитием речи, определенным запасом знаний об окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни. Мышление детей носит образный характер, но они в состоянии понять и отвлеченные суждения. Наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, памяти, воображения. Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые важные черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к будущей жизни в целом.

Один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства - психологическая готовность к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.  Выделяют 3 показателя психологической готовности:

  • мотивационная,
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

 

Лекция для родителей
подготовительных групп

«Психологическая готовность ребенка к школе»

  

Понятие «психологическая готовность к школе».

Составляющие готовности к школе.

Поступление в школу – это всегда переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом сегодня и пойдёт речь.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он отличается достаточным развитием речи, определенным запасом знаний об окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни. Мышление детей носит образный характер, но они в состоянии понять и отвлеченные суждения. Наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, памяти, воображения. Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые важные черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к будущей жизни в целом.

Один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства - психологическая готовность к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.  Выделяют 3 показателя психологической готовности:

  • мотивационная,
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. Этот компонент означает то, что у ребенка к моменту окончания детского сада должно быть сформировано желание идти в школу, желание принять новую социальную роль — роль школьника. Школа ребенка должна привлекать в первую очередь учебой, т. е. возможностью узнавать новое. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

  1. Социальные: основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");
  2. Учебно-познавательные: интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
  3. Оценочные: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки");
  4. Позиционные: связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
  5. Внешние по отношению к школе и учению: ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
  6. Игровые: неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. И если же вы запугиваете ребенка предстоящими трудностями в школе, если отзываетесь о школе, учителях в негативном русле, то и ребенок начинает также относиться к ней. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Интеллектуальная готовность

 

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность - это определенный уровень умственного (интеллектуального) развития ребенка, который включает в себя:

  • Элементарные общие знания об окружающем мире:

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

 

  1. свой адрес и название города, в котором он живет;
  2. название страны и ее столицы;
  3. имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  4. времена года, их последовательность и основные признаки;
  5. названия месяцев, дней недели;
  6. основные виды деревьев и цветов;
  7. ребенок должен уметь различать домашних и диких животных;

 

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

  • Хороший уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления):

 

  1. память: ребенок должен хорошо запоминать стихи, сказки, рассказы, уметь их воспроизводить;
  2. внимание: ребенок должен быть способен способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.; уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
  3. мышление: у ребенка должна быть развита способность к осуществлению простых обобщений и установлению причинно-следственных связей.

 

  • Хорошо развитая моторика рук, координация движений, пространственная ориентация – различение правой/левой руки и т. д.
  • Соответствующий возрасту уровень речевого развития:

 

  1. хорошее развитие фонематического слуха, т.е. способность слышать и различать отдельные звуки в слове;
  2. грамматически выразительная и правильная речь;
  3. достаточный словарный запас.

 

Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность

Школа с первых дней обучения начинает предъявлять ребенку следующие требования: он должен спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать учителя, воспринимать учебный материал, т. е., проявлять волевые усилия, контролировать проявление собственных эмоций и желаний.

Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой, но не повторять названия цветов) и т.п.

Существует несколько несложных проб, с помощью которых родители могут сами определить, готов ли ребенок к школе:

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба №2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба №3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Чем занять будущих первоклассников летом

Чем занять будущих первоклассников летом

До поступления детей в школу осталось совсем немного времени. Впереди прекрасное солнечное лето. Время отдыха, укрепления здоровья, путешествий, интересных событий. Проведите это последнее «вольное» лето с удовольствием!

Лето длится три месяца. Многие родители считают, что успеют за это время наверстать упущенное – научить ребёнка читать, считать и т.д. Не повторяйте этих ошибок. Летом ребёнок должен отдыхать. А закреплять полученные в детском саду навыки гораздо интереснее на примере окружающей природы.

Чем можно занять будущего первоклассника на отдыхе:

  • делать аппликации, коллажи из природного материала;
  • узнавать названия новых растений и животных, рассматривать их и запоминать;
  • вместе сочинять стихи;
  • побуждать ребёнка знакомиться с новыми друзьями, больше общаться с ними, играть в подвижные игры;
  • вместе читать интересную познавательную детскую литературу;
  • составлять короткие рассказы на заданную тему; придумывать сказки;
  • больше бывать на природе! Такое лето запомнится всей семье, а полученные от общения с природой силы и знания послужат хорошей стартовой площадкой в сентябре, пригодятся ребёнку в новом учебном году.

Не забывайте, уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребёнку больше всего.


©Copyright by МБ ДОУ ЦРР д/с №5 "Рябинка" 2012-2017гг.
За предоставленный контент разработчики сайта ответственности не несут
Создание сайтов
Яндекс.Метрика